Хозяева тундры. 5 коренных народов Таймыра
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Хозяева тундры. 5 коренных народов Таймыра

17 сентября 2021

Рубрики:

Общество
17 сентября 2021
Хозяева тундры. 5 коренных народов Таймыра

На Таймыре живут представители пяти коренных народностей. Северные этносы — носители культуры и хозяйственных традиций своих предков. Каждая народность формировалась отдельно и уникальна по-своему. Каждый этнос принёс из прошлого ту незаменимую часть, которая должна влиться в будущее, в следующий цикл этногенеза.

Нганасаны

Нганасаны (народ «ня», как они сами себя называют) — самый древний из малочисленных народов Таймыра. Их язык относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи языков.

Проживают только на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды. Контакты с русскими у народа начались в XVII веке, когда казаки, стоявшие в остроге Мангазея, стали собирать дань с «тавгийской самояди». Название «нганасаны» имеет разные возможные переводы: «человек», «мужчина».

У нганасан языческая вера. Все явления природы и даже социума считались у них порождением Матери-Земли, Матери-Солнца, Матери-Воды, Матери-Дерева.

Почитались в народе родовые и семейные покровители (койка) — в виде камней, скал, деревьев, антропоморфных и зооморфных фигур. У духов-покровителей испрашивали удачи на охоте, излечения от болезней. Почти у каждой кочевой группы был свой шаман. Первые подробные описания шаманских ритуалов у нганасан относятся к XII веку.

На сегодня одежда у нганасан сохранилась практически в неизменном виде — они называют ее костюмом священной гагары: согласно мифологии, нганасаны ведут род от этой птицы. Тотемное животное — медведь. Численность народа — около 800 человек, и почти все они живут в Красноярском крае.

1.jpg

Эвенки

Эвенки — самая многочисленная и наиболее широко расселённая часть жителей Таймыра из числа так называемых малых народностей северной Сибири.

Эвенки обитают на огромной территории — от левобережья Енисея на западе до Охотского побережья и Сахалина на востоке, от заполярных районов на севере до Амура, северных районов Монголии и Маньчжурии на юге. До революции их называли тунгусами. В переводе с монгольского — «иной народ» (или «чужой народ»).

Эвенков делят на две большие части: охотники-оленеводы и эвенки-коневоды и скотоводы.

«Идущие поперёк хребтов» — название древних тунгусов. Эвенки первыми приручили оленя. Умение оседлать оленей, а также использовать их для перевозки вьюков под грузовое седло отличает эвенков от большинства других северных оленеводов. Это позволяет им неограниченно передвигаться по горной тайге в бесснежное и малоснежное время. Эвенки — обитатели тайги, в основном горной, раскинувшейся среди многочисленных хребтов. Основной формой хозяйственной деятельности была охота.

Их предки полагали, что мир состоит из трёх миров. В верхнем ярусе — солнце, луна, звёзды. Солнце имеет облик женщины, от него зависит смена времён года. Среди звёзд эвенки выделяли Полярную звезду. Большую и Малую Медведицу, Млечный путь считали «следами» космической охоты. На втором ярусе — стойбища, посёлки — всё, что мы видим на земле. Нижний мир — земля умерших.

Численность эвенков на Таймыре — около 300 человек.

2 (5).jpg Фото: taimyr-museum.ru/evenki

Энцы

Энцы являются одним из наиболее малочисленных народов Севера. Энецкий язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, он наиболее близок к ненецкому, несколько отличаясь от последнего фонетическим строем и лексикой, по звуковому составу схож с нганасанским.

До середины XX века энецкий язык считался диалектом ненецкого. В переписях 1959 и 1979 годов энцы не учитывались как отдельный этнос, их записывали ненцами или нганасанами.

Тундровые энцы называли себя «сомату», лесные — «пя-бай» или по названию родов. В составы лесных энцев входили родовые группы Могади, Ючи и ряд семей группы Бай.

Одежда лесных энцев однотипна с ненецкой одеждой, а у тундровых (хантайских) — энецко-нганасанский тип одеяния. Энецкий язык ещё недавно был бесписьменным и находился под угрозой полного исчезновения.

Энцы проживают только на территории Таймыра. Их численность — чуть более 200 человек.

3.jpg

Ненцы

Ненцы — один из самых распространённых малых народов России. Сейчас их насчитывается порядка 45 тысяч человек. На Таймыре проживает около 3,5 тысячи. По одной из теорий, предки ненцев заселили земли от Белого моря до низовьев Енисея около трёх тысяч лет назад, придя с юга Западной Сибири. Здесь они встретились с культурой морских охотников и ассимилировались.

Долгое время ненцев называли самоедами или юраками. Название это образовано от этнонима «самодийцы» — так называли несколько народов, входивших в уральскую языковую семью. Сами себя ненцы называют «неней ненече», что означает «настоящие люди».

Язык ненцев принадлежит к самодийской языковой группе. У него есть два диалекта: тундровый и лесной. Ненецкая письменность основана на кириллическом алфавите с небольшими изменениями. Первые книги на ненецком языке начали выходить в XIX веке. У ненцев, как и у долган, распространено православие, но оно смешано с местными культами. Они верят, что у всего в природе есть духи-покровители: у огня, воды, неба и солнца, а ещё у болезней, смертей и так далее. По их представлениям, как и у долган, мир делится на три мира.

Ненцы считаются родоначальниками крупностадного оленеводства и остались единственным народом Таймыра, который до сих пор продолжает массово кочевать. Чтобы управлять стадом было легче, ненцы приручили собак. Именно этот народ вывел породу оленегонный шпиц, или, как говорят сегодня, ненецкая лайка. Ездить на собаках или запрягать их в нарты строго запрещено. В кочевой сезон оленеводы перемещают стойбище каждую неделю. Благодаря этому до сих пор используют традиционный чум: он лёгкий и прост в сборке. Несколько женщин — а собирают чум только женщины — могут собрать его за 40 минут. Сегодня чумы уже оборудуют генераторами, ТВ-антеннами и печками-буржуйками.

4.jpg

Долганы

Долганы — один из самых молодых народов России. Их начали выделять в отдельную народность в XVII веке, а окончательно они оформились в самостоятельную группу в начале XX века. Считается, что они происходят от эвенков, энцев, якутов и затундренных сибирских крестьян. То есть, по сути, это русский «промышленный люд», который начал для выживания в суровых условиях Севера перенимать обычаи и порядки местного населения. Численность долган на Таймыре — 6000 человек.

Долгое время у долган не было собственной письменности. Первый сборник долганской поэтессы Огдо Аксёновой вышел только в 1973 году. Финальную версию составленного учёными букваря долган утвердили в 1985 году, но опубликовать впервые большим тиражом смогли только в 1991-м.

Долганы раньше были кочевым народом, но в советское время практически полностью осели в посёлках. Такие поселения выглядят как обычные русские деревни, но с некоторой поправкой на северные условия. То есть почти никто из долган больше не живёт в традиционном чуме, потому что это попросту не имеет смысла. Что касается традиционной одежды, то она всё ещё считается очень практичным и удобным костюмом для охоты. Они продолжают практиковать охоту и рыбалку, но оленеводство за последние 20−30 лет пришло в упадок: только в трёх северных посёлках сельского поселения Хатанга практикуется разведение оленей.

5 (5).jpg

Рекомендации

Всему начало здесь. Интервью с представительницей народа энцы

ГО.Медиа

ГО.Медиа

Читайте о городе и горожанах