Из уст в уста: образы Севера в сказках и преданиях народов Таймыра
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Из уст в уста: образы Севера в сказках и преданиях народов Таймыра

30 September 2021

Рубрики:

Общество
30 September 2021
Из уст в уста: образы Севера в сказках и преданиях народов Таймыра

Немногочисленные племена коренных народностей — энцев, ненцев, долган, нганасан и эвенков кочевали по просторам Севера — по Ямалу, Таймыру, Якутии и далее к Восточной Сибири. Суровый климат, незащищенность от болезней, сложность в ведении натурального хозяйства, наличие князей, купцов и шаманов — всё это формировало особый характер и духовный склад таймырцев. Северный фольклор своеобразен и самобытен. В нем есть и житейская мудрость, и национальный колорит, и художественная выразительность.

Начало начал

 
По некоторым источникам, северные сказки начали появляться в V веке нашей эры. Народный фольклор тесно переплетается с древней мифологией и религией. До прихода христианства на севере царствовали язычники. Вера была настолько крепка, что даже после провозглашения христианства две религии существовали параллельно. Язычники Таймыра не ушли в подполье и продолжали совершать обряды.

Мифы и легенды народов полуострова Таймыр существовали задолго до распространения письменности. Этнограф и исследователь А.А. Попов полагал, что у бесписьменных народов образы восприятия ярче и более детализированы.

1.jpg

Коренные северные народности по-своему «тиражируют» образы многочисленных богов, каждый из которых условно за что-то отвечает. Устное народное творчество разнообразно: наряду с песнями, зачастую эпическими, иногда лирическими, веками существуют сказки, сказания, мифы, исторические предания и другие жанры. Многие из них рассказывают о столкновениях охотников и животных, об истории возникновения отдельных родов, явлениях культуры, бытовых особенностях.

Сложность исследований сказок севера — в их древности. Письменности у народов Севера не было, но была жажда познания мира, его образного осмысления — она и тянула людей к творчеству. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания.

Строение мира

 
Северные сказки практически всегда описывают события, отталкиваясь от языческого мировоззрения. Все герои, локации, предметы занимают своё место в сложной иерархии северного фольклора. Выше всех стоят боги, создавшие мир и вдохнувшие в него жизнь: они живут в небесном царстве, куда попадают только благочестивые люди.

В сказках часто упоминаются воины, защитники, которые отправляются на смерть ради высшей цели. Сражаются они только с мифическими существами, а не с другими людьми. Из этого следует, что один из посылов северных сказок — что люди априори не враги друг другу и что в мире после смерти нет разницы, за кого ты сражался.

Мораль сказок чаще всего указывала на суровость жизни и важность выбора. В фольклоре много места отводится битвам и героям, которые пали в бою. В сюжете главную роль играют моральные и волевые качества, при этом различные сверхъестественные способности являются всего лишь их отображением.

2.jpg

Также северные сказки имеют ряд жестоких моментов. Действующие лица нередко погибают, при этом смерть описывается довольно подробно, вплоть до демонстрации обстоятельств (разрывание на куски, сжигание живьём). Главные герои нередко обладают огромной физической силой, но добиться положительного исхода помогают в основном хитрость и изобретательность.

О чем слагались легенды

 
У энцев популярны предания об охотниках — моррэдэ. Тематика ненецких загадок связана с промысловым и оленеводческим бытом, природой и животным миром тундры: «Одна сторона — деревянная, другая — живая плоть» (ребенок в люльке), или «Входишь в одно отверстие — выходишь в три» (малица). Песни зачастую несут в себе информацию об исторических событиях, содержат в себе воспоминания. Пели их за работой или во время длительных переездов. Иногда они достаточно длинные, а порой состоят из нескольких строк.

В энецком фольклоре можно встретить «одушевление» повествования, когда речь сама по себе является героем сказа. Например, вместо «На берегу моря стоят чумы» писали «Речь дере увидела чумы на берегу моря». Щузыбичу и деричу — фольклорные жанры энецкой литературы. Первый повествует о фантастических походах богатырей и существовании великанов, а второй — это исторические предания, бытовые рассказы, сказания о шаманах.

3.jpg

В нганасанском фольклоре выделяются ситтабы — крупные музыкально-поэтические произведения, своего рода устная история народа, исполняемая сказителями сольно, без сопровождения инструмента — в них речь чередуется с пением. Такое повествование может длиться несколько вечеров подряд. В них есть сюжет, завязка, кульминация с борьбой героев и развязка. Особый цикл — мифы и былины, они существенно отличаются от шаманских и рассказывают о сотворении мира.

Отрывок из сказания о сотворении мира:

«Когда Земли не было, был только лёд без растительности. В ледяном чуме жил Белый бог вместе с Матерью-богиней. Создали они первые растения, травы и цветы, а для защиты растений от пожирающих их червей создали оленя. Сначала олень был без рогов. Пришёл олень к своему отцу и попросил дать ему крепкие рога, чтобы защищать растения. Приставил ему бог с одной стороны головы мамонтовый бивень, а с другой — каменную скалу, и этими рогами олень быстро перебил всех червей, уничтоживших растения. Устал олень. Тряхнул головой — и с его рогов свалилась отягчавшая их старая кожа. Упавшая с одного рога кожура превратилась в южный хребет, а с другого — в северный... Белый бог сказал: «Пусть разветвления северного рога станут северным сиянием и северным красным облаком, а разветвления южного — грозовыми и снеговыми облаками». С тех пор спина этого огромного оленя стала землей, окруженной горами, и на ней стали жить люди».

Сказы и сказители

 
В старые времена сказители были желанными гостями в каждом чуме — долгими зимними ночами такой гость развлекал усталых охотников, рыболовов и оленеводов, поражая их воображение. Среди нганасан очень ценилось искусство красноречия: в старину даже устраивались состязания между умеющими красиво говорить. Если сказки мог исполнять почти любой человек, то олонхо — только избранный представитель того или иного народа. В олонхо есть устоявшийся круг сюжетов, образов и средств выразительности.

На фольклорных произведениях выросли почти все таймырские писатели и поэты. «Ложись на чистый снег, и ты узнаешь свою судьбу», — эти слова принадлежат перу Огдо Аксёновой, ее называют «голосом долганского народа», она — родоначальница культуры и письменности своего этноса. Писательница и поэтесса собирала приметы, словесные обереги, терпеливо записывала за стариками и перерабатывала поговорки, обычаи, предостережения и даже проклятия, которые выделила в отдельный фольклорный жанр.

4.jpg

На сцене театра

 
Не так давно сказки Таймыра на русском языке читали в Дудинке Ингеборга Дапкунайте и её партнёр по сцене Семён Трескунов: специальный проект о малых народностях Таймыра подготовило издание «Сноб» в партнёрстве с «Норникелем» и Таймырским краеведческим музеем. Актёры театра Брусникина вживались в образы охотников, зверей, дочери Солнца, птиц и даже духов. Среди прочих была исполнена по ролям энецкая сказка «О мальчике и чудесной птице».

Режиссер постановки, номинант на премию «Золотая маска» Савва Савельев рассказал, что спектакль к Международному дню коренных народов мира создавали с целью рассказать о жизни, быте и самоопределении малых народов Севера. Он выразил уверенность, что нужно говорить о добром и вечном, о ценностях, которые из поколения в поколение передаются на этой земле во всех семьях.

Слушателям пришлась по вкусу эвенкийская сказка про Дюкуна. В ней сочетается большое число уже знакомых нам нарративов из других народных сказаний — о добром молодце, спящей красавице, царевне-лягушке и мальчике-с-пальчике.

Семён Трескунов, актер:

«Приятно было осознать, что это так далеко, но про нас. Все прочитанное находит отклик внутри, несомненно. Сказка в любом случае рассматривает связь человека и природы, создаёт «портрет нации», формирует общечеловеческий культурный код».

Ингеборга Дапкунайте рассказала, что ей ближе оказалась долганская притча «Встреча двух братьев», где отец наказывает сыновьям беречь мир.

Ингеборга Дапкунайте, актриса:

«Это же вечная мечта человечества… Сказка открывает нам, какое это великое счастье — после 40 лет скитаний в одиночестве обнаружить не просто человека, но еще и родственную душу».

Одной из прочитанных по ролям сказок была история про дочь Солнца, которую нельзя поймать. По мнению Ингеборги, там заключена мудрая мысль о том, что природу не обуздать, с ней надо жить в гармонии и уважать ее, а это передается из рода в род, из века в век.

5.jpg

Источник мудрости

 
В долганской сказке «Наследство шамана» сын охотника Бакыы получает от умирающего отца наставления о том, как жить дальше, дабы не знать ни нужды, ни горя. Старик даёт ему в наследство... закопчённый медный чайник, старую оленью шкуру и железку, похожую на весеннее солнце — хэйро. И говорит, что эти предметы накормят и напоят его, в чуме всегда будет тепло и еда, а те, кого парень встретит на пути, будут его любить и уважать. Так неодушевлённые предметы и ценности, с ними связанные, обретают больший смысл, чем любые богатства, становятся мостиком к счастливой жизни, символом благополучия и истинного успеха.

Не потерять свое маленькое хэйро стремятся жители и небольшого посёлка, и целого полуострова на краю Ойкумены. Пока живы сказки и те, кто считает их источником мудрости, живы традиции, живы этносы.

Рекомендации

Книги, кино и прочие развлечения: топ-5 главных событий июля в Дудинке

Тренировка креативности

Тренировка креативности

Учитесь нестандартному мышлению, используя творческий подход