Ольга Парсова: «С любовью к Северу стараюсь бережно сохранять традиции»
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Ольга Парсова: «С любовью к Северу стараюсь бережно сохранять традиции»

27 декабря 2021

Рубрики:

Творчество
27 декабря 2021
Ольга Парсова: «С любовью к Северу стараюсь бережно сохранять традиции»

Красота определённо спасает жизнь в суровом Заполярье. Дизайнер, создательница творческого альянса «Икки Таб» Ольга Парсова рассказала порталу «Город Онлайн» о работе над уникальными северными предметами.

Ольга Парсова — профессиональный дизайнер. Родилась в Норильске, росла и училась в родном городе. В 1999 году окончила Норильский колледж искусств по профессии резчик по дереву и кости, позже освоила мастерство вышивки. Искренне влюблена в Север и культуру коренных народов Таймыра.

Основатель творческого альянса «Икки Таб». Создаёт варежки, ковры, одежду и аксессуары по мотивам таймырских этносов. Недавно мастерица начала шить настенные ковры кумуланы для украшения интерьеров, заказчики которых хотели забрать на материк частичку Севера.

«Икки таба», или Вместе мы сила

 
«Икки таба» — так по-долгански называют пару оленей, запряжённых в одну упряжку.

1.jpg

Название альянса, который создали норильчанка Ольга Парсова и её супруг Михаил, не случайно. Со студенческих лет Ольга и Михаил в одной упряжке идут и по творческой, и по семейной дороге. Оба родились в Норильске, оба беззаветно любят тундру и служат искусству. На новые работы и творческие поиски их вдохновляет искренняя любовь к родному Таймыру.

Михаил работает главным художником Дворца культуры Заполярного филиала «Норникеля», он автор живописных и графических работ, есть у мастера серия напольных керамических ваз «Олени». Кроме живописи он занимается глиной, резьбой по дереву и кости.

Дочь Парсовых — студентка, идёт по стопам родителей, скоро станет профессионалом в области живописи и дизайна.

Выставка семьи талантливых художников, основавших творческий альянс, норильчан Михаила и Ольги Парсовых, проходила во многих локациях Норильска и Дудинки, в том числе в Главном Чуме Таймыра (так называют Таймырский дом народного творчества).

Искусные работы Ольги высоко оценены на XVIII Таймырском творческом конкурсе декоративно-прикладного искусства на соискание премии им. Б.Н. Молчанова, где она была удостоена премии в номинации «Художественная вышивка бисером, обработка кожи и меха».

2.jpg

На открытии выставки известные долганские мастера Василий Батагай и Полина Федосеева, с которыми Оля Парсова училась в НКИ, провели символический обряд посвящения художницы в долганки. Ольгу облачили в нарядную парку и нарекли её долганским именем Баской (что означает «красавица». — Прим. ред.) в благодарность за её любовь к долганской культуре и за прекрасные работы, воспевающие красоту тундры.

3.jpg

Откуда выросла история с варежками?

 
Утилитарную вещь, рукавицы из меха полярного волка, Ольге заказал хороший друг, который много времени проводит в тундре, ездит на снегоходе на охоту и рыбалку, — отсюда необходимость в специальной экипировке.

7.jpg

Кто знает суровую таймырскую зиму, поймёт, насколько важно беречь руки в тундре. К сожалению, снаряжение и спецодежда даже из самых современных и технологичных материалов не всегда справляются с задачей защитить человека от суровых температур Заполярья. И мастерица Парсова наша выход: решила совместить традиционные материалы народов Севера и современные технологии пошива.

Стояла задача сделать очень практичную вещь, необходимую для работы в полевых условиях. Подход к изготовлению требовался абсолютно индивидуальный, вернее даже эксклюзивный: заказчику задумали сшить не простые рукавицы, а с ультразащитой и с долганским мужским орнаментом, символизирующим добрую дорогу.

6.jpg

Для работы над этим заказом Ольга выбрала шкуру полярного волка с исключительно белым цветом подпуха: как правило, из десятка штук у охотников попадается всего один-два экземпляра такого качества. Шкуры большие, длина от уха до кончика хвоста составляет 1,8–2 метра.

Процесс шитья занял около месяца. Первым делом необходимо было подобрать мех — по высоте ворса, цвету, фактуре. Далее шкура «правится» — с помощью набивки на доску и с использованием специальных гвоздей. Затем мех снимается, кроится по лекалу, вычёсывается и выкройка стачивается специальным скорняжным швом вручную. Швы обязательно проклеиваются полосками ткани (обычно бязью) — клеем на водной основе.

8.jpg

Ольга Парсова, мастерица, основатель творческого альянса «Икки Таб»:

«К изделиям такого рода есть специфические требования. Во-первых, кожа должна быть толстой, порядка полутора миллиметров, — это обусловлено жёсткой эксплуатацией изделия, нагрузкой на материал. Технология использовалась следующая: рукавица шьётся по индивидуальному лекалу из волчьей шкуры с коротким ворсом — лап, рабочая часть — ладонь — из бычьей кожи, такой, какая используется для пошива сапог, а внешняя, верхняя, часть — из спины, где особенно красивый контраст белого подпуха и чёрной ости. Между двумя слоями кожи проложен оренбургский платок, теплейшее и нежнейшее из придумок человечества: когда-то такими платками северные мастерицы «прокладывали» шубы (подшивали под подклад одежды). Мы тщательно отбираем сырьё для работы, иногда подходящий всем требованиям материал приходится ждать несколько сезонов охоты».

Эти рукавицы были представлены на выставке коллекции «Север» (куратор Леонид Батехтин, Нью-Йорк) при поддержке Агентства развития Норильска в рамках первого экономического форума Норильска, который проходил с 9 по 12 декабря в Заполярном театре драмы.

5.jpg

Проекты альянса

 
Успех творчества Ольги Парсовой — это любовь к Северу, помноженная на любовь к искусству. Последние годы она увлечена созданием декоративных изделий из меха оленя, сукна и бисера — особых ковров, на Таймыре их называют «кумаланы».

4.jpg

Долганские мастерицы изготавливают такие декоративные и верно служащие в быту изделия с давних времён. Во время аргишей («аргиш» — кочевье, обоз, состоящий из нескольких оленьих упряжек, идущих друг за другом. — Прим. ред.) кумаланами покрывают оленей, а в чумах во время отдыха женщины занимаются на тёплых круглых подстилках рукоделием.

Кроме того, сейчас мастерица занята созданием коллекции украшений из рога оленя «Такер».

9.jpg

Ольга Парсова, мастерица, основатель творческого альянса «Икки Таб»:

«Мы ездили в отпуск по приглашению нашего друга Дениса Теребихина на его стойбище, расположенное недалеко от посёлка Волочанка, и меня бесконечно вдохновила энергетика этого места. Там потрясающая, мощная, настоящая дикая земля. Мне есть с чем сравнивать: я объехала всю Авамскую и Тухардскую тундру. Место вдохновило на новые идеи. Серьги „Ягель“ и подвески „Времена года“ понравились гостям таймырской и норильской выставок, практически все экземпляры проданы».

10.jpg

В планах Ольги на первую декаду нового года — разработать эскизы для изготовления серии колье, которые тоже войдут в коллекцию «Такер». Самое сложное будет — собрать все изделия на выставку 100 арктических ремёсел осенью: норильчане активно покупают украшения и увозят в подарок на материк родным, близким людям и родственникам, которые много лет прожили на Севере и рады таким сувенирам.

Рекомендации

«Для сохранения энецкой культуры делаю всё, что могу»: интервью с автором «Онэй энчу букварь»