Жизнь вокруг оленя: история и культура народа эвенков
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Жизнь вокруг оленя: история и культура народа эвенков

21 февраля 2022

Рубрики:

Культура
21 февраля 2022
Жизнь вокруг оленя: история и культура народа эвенков

Эвенки первыми приручили оленя и веками вели традиционный уклад жизни, передавая из поколения в поколение свои обычаи, культуру и язык. Какова жизнь северного народа в ХХI веке, выяснил «Город Онлайн».

История эвенков

 
Эвенки — самый мобильный народ Сибири, потомки жителей тунгусского государства Золотая империя.

Когда империю разгромили войска Чингисхана, часть тунгусов ушла на север, а эвенкийский князь стал служить русскому царю. До 1930-х годов эвенков называли тунгусами — от якутского «тоҥ уус» (то есть «мастер холода»). В Забайкалье их называли ороченами, в Бурятии — мурченами, а в Приангарье — илэ. Самоназвание эвенков «эвэнкил» переводится как «живущие в горах» или «идущие поперёк хребтов».

2 История эвенков Татья Болина.jpg

Фото: Татьяна Болина

Сегодня в России проживает 38 тысяч эвенков, 20 тысяч — в Китае, три тысячи — в Монголии. Это самая многочисленная и широко расселённая из всех народностей северной Сибири.

1 История эвенков.jpg

Фото: Таймырский музей

На Таймыре эвенков около 260 человек. Хантайские эвенки-таёжники пришли сюда в основном из Эвенкии через горы Путораны. В Туруханском районе есть посёлок Совречка (Советская речка), где живут эвенки. Выходцы оттуда решили поселиться на берегу богатого рыбой Хантайского озера.

Об эвенках Таймыра многое знает Татьяна Болина-Укочёр, ведущий методист по эвенкийской культуре Таймырского дома народного творчества, руководитель этно-фольклорной группы «Юктэ». В 2011 году у неё вышла первая книга «Хантайские эвенки». Позже исследования Болиной стали частью пятитомника о народах Крайнего Севера. Сейчас готово фольклорное издание, где автор собрала эвенкийские сказки, бытовые рассказы, исторические предания, легенды и даже приметы. Всё это поведали ей старожилы-эвенки Хантайского озера и посёлка Потапово.

На Хантайском озере

 
В конце XIX века хантайские эвенки представляли собой замкнутую кочевую группу, занимавшуюся охотой, рыболовством и оленеводством. Не чаще двух-трёх раз в году они выходили на факторию Плахино для сбыта пушнины и закупки необходимого.

В ХХ веке жизнь хантайских эвенков стала меняться. До середины 1920-х годов сохранялось старое родовое управление, введённое в 1822 году, затем его перестроили, организовали Хантайско-тунгусский родовой совет и Комитет общественной взаимопомощи (КОВ). В 1971 году к эвенкам на Хантайское озеро переселили жителей долганского посёлка Камень (верховья реки Хеты). Оленеводством здесь по-прежнему занимались эвенки, долганы больше внимания уделяли рыболовству. Несколько эвенкийских семей живёт также в посёлке Потапово вместе с долганами и ненцами.

Эвенкам пытались привить православие, но они сохранили приверженность традиционным верованиям. Они верят в существование трёх миров — верхнего, среднего и нижнего, а шаман связывает эти миры друг с другом, приносит весточку от богов или предков, предсказывает погоду и важные события или задабривает духов. Костюм шамана обычно изображал волка или медведя (тотемные животные народа), был украшен анималистическими фигурками и птичьими перьями.

Много русских слов были заимствованы или происходят из эвенкийского языка. Унты — обувь с меховой обивкой, слово «шаман» произошло от глагола «са» — «знать». «Чита» — от тунгусского «чата» («глина»). Город Иркутск получил своё название от лиственницы — «ирэктэ». Река Бирюса — это «биросал» — «правый берег». Енисей — это «ионесси» — «большая вода». Русский хлеб называется «колобо». Название полуострова Таймыр, по мнению эвенков, пошло от слова «тамура» — «дорогой, ценный».

2 На Хантайском озере.jpg

Фото: Татьяна Болина

Вокруг оленя

 
Традиционный быт эвенков был идеально приспособлен для выживания в сложных условиях тайги и тундры. Народ веками жил в гармонии с природой, беря от неё то, что необходимо для выживания. Это закон: лишнего у природы брать нельзя.

Кочевали эвенки следом за своим стадом оленей. На стоянке привязывали ближе к людям детёнышей, чтобы сберечь от волков: от малышей матки далеко не уйдут, а за ними держатся и взрослые самцы. Так получалось сохранить стадо. Так что традиционный быт эвенков от оленя неотделим: это и еда (съедали полностью, отходов не оставалось), и одежда, и кров — шкурами покрывали чумы.

Жизнь для коренного народа — когда есть олени в тундре, рыба в реке, чистая вода, небо и свобода: красота природы, вольная жизнь. Раньше оленеводы и рыбаки не имели возможности учиться. У них и образование было природное — то, чему научила жизнь. Все знания и навыки были направлены на сохранение жизни в суровых условиях. Сегодня в этом смысле есть огромная обеспокоенность. Когда цивилизация приходит к северным народам так близко, многое исконно нажитое теряется — в плане быта, культуры, традиций и обычаев. Эвенки ассимилируются.

3 Вокруг оленя.jpg

«У нас всё вокруг оленя крутится, и речь тоже», — считают представители этого народа. И говорят, что жизнь в посёлке — это не тундровая жизнь, это совершенно другое: в тундре свежий воздух, никакой грязи, а тем более мусора. Утром человек просыпается не по будильнику, а естественным образом. И никто ему не говорит идти на работу — он сам знает, что ему делать. Проверить сети, принести дров, натаскать воду. Женщине — пошить одежду на всю семью.

«Коляски» для грудных детей у эвенков были своеобразные. Когда родители кочевали с места на место, по одну сторону седла привязывался мешок с вещами, по другую — люлька с ребёнком. Так он и путешествовал по горам, по холмам, а когда вставал на ноги, довольно быстро осваивал правила самостоятельной езды.

33 Вокруг оленя.jpg

Фото: evenkya.ru

О быте, жилищах и костюмах

 
Как и другие коренные жители Таймыра, эвенки жили в чумах, покрытых зимой шкурами оленей, а летом — ровдугой (замшей). Другая разновидность летнего жилища — голомо — покрыто берестой, которая не гниёт и не пропускает воду.

Татьяна Болина-Укочёр, ведущий методист по эвенкийской культуре:

«Чум – самое экологичное и правильное жилище, потому что, когда идёт дым, он делает круговорот и вылетает в отверстие наверху. Чум гораздо лучше палатки, так как в нём больше воздуха, лучше тяга, есть возможность просушить одежду, дольше держится тепло. Наши чумы меньше, чем ненецкие: у них 50–60 шестов, а у нас где-то 30–40, потому что мы, таёжники, мобильно по тайге ездили: зимой на санках, а летом скакали верхом на оленях. Не зря писали: тунгус ловок и вёрток».

4 О быте, жилищах и костюмах.jpg

Каждому сезону у эвенков соответствовала своя одежда и обувь. Зимой — меховая, летом — ровдужная и суконная. И женщины, и мужчины носили шапки. Характерной особенностью является орнаментированный нагрудник. Зимнюю оленью парку (хоилму), короткую, без воротника, мехом наружу, шили из шкур с коротким, но густым и прочным ворсом. У женщин она была украшена бисером и мехом лисицы. Под парку надевали распашную поддёвку, подбитую лисьим или песцовым мехом. Собираясь в дорогу, лёгкие на подъём эвенки набрасывали сверху ещё и сокуй — длинную одежду с капюшоном.

В отличие от представительниц других коренных народов Таймыра, старшие эвенкийки надевали под бисерные наголовники платки, чтобы те ниспадали на плечи. В древние времена у девушек было много косичек, а когда выходили замуж, заплетали уже по две. Мужчины завязывали на макушке длинный хвост или тоже заплетали косицы. Эвенкам был знаком популярный сегодня пирсинг, татуировки дополняли образ.

6 О быте, жилищах и костюмах.jpg

Фото: Нагрудное украшение

5 О быте, жилищах и костюмах.jpg

Фото: Амурская правда | Нагрудник

Последняя из оставшихся мастериц хантайских эвенков — Антонина Дмитриевна Чемпогир, она живёт в Дудинке, ей 80 лет. Недавно не стало удивительной хранительницы эвенкийских традиций Ульяны Константиновны Яроцкой. Обе — отменные поварихи и вышивальщицы.

Деликатесы по-эвенкийски

 
В меню эвенков, как и других народов Таймыра, входили мясо и рыба — варёные, жареные, вяленые, строганина из упитанного сига. В сыром виде ели печень оленя, почки и мозг. Лепешки ома пекли на костре, положив их на горячую золу. В другие лепешки — тыхэ — добавляли красную икру, прямо в тесто. Запечённая в золе рыба называлась «ирипчо».

9 Деликатесы по-эвенкийски.jpg

Фото: Домашняя колбаса

8 Деликатесы по-эвенкийски.jpg

Фото: arctic-children.com, пресслужба НН Аргиш

Эвенки делали и свой домашний йогурт из оленьего молока: оно очень тягучее, густое, жирное, калорийное, как жидкая сметана. Добавить ягоду — будет йогурт. Зимой это молоко заморозят, и получается мороженое. Ещё эвенки производили масло и сыр: олень идёт по тундре, в сумке на боку молоко, она качается — и так масло взбивается.

Золотые правила

 
Живут эвенки большими семьями. Мужчины всегда были охотниками, рыбаками, женщины вышивали, шили, вязали, поддерживали домашний очаг. Эвенки говорят: «Отнесёшься с любовью — и к тебе она вернётся, когда состаришься». У народа есть такой обычай: если произошёл несчастный случай и дети остались без отца, то какая-нибудь богатая семья забирает пострадавших к себе, кормит и воспитывает. Это даже необязательно родственники.

Другой интересный обычай. Иногда неудачливые или бедные родители отдают детей в хорошую семью. Ребёнок подрастает, видя правильный уклад, учится пасти оленей, охотиться, рыбачить и быть хорошим хозяином. Затем он возвращается в родную семью, чтобы поднять её, помочь всем выжить. Глядя на него, следующее поколение уже живёт лучше.

Сирот у эвенков никогда не бывает — обязательно заберут в семью родственники или просто члены стойбища.

10 Золотые правила.jpg

Традиции и праздники

 
Икэнипкэ — обрядовый праздник, сейчас его называют Днём оленевода. Проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы. Праздником начинался эвенкийский новый год, его обряды направлены на получение священной силы для оживления природы, которая должна способствовать размножению оленей и дичи, давать здоровье и благополучие.

В День оленевода эвенки-кочевники демонстрируют мастерство в гонках на оленьих упряжках и в верховой езде. Проходят конкурсы и на лучшую хозяйку чума. Все желающие могут приобрести изделия декоративно-прикладного творчества, одежду и обувь из меха и кожи, а также отведать неповторимые блюда национальной эвенкийской кухни.

11 Традиции и праздники.jpg

Фото: evenkya.ru | День оленевода, 2021 г.

Синилгэн — праздник первого снега, благословения зимовья. В этот день эвенки ликуют: с него начинается великая охота. Сильные духом и одарённые мужчины берут особый лук и идут охотиться. На праздник съезжаются издалека. Многоуважаемый человек рода просит у духа огня благословения и кормит огонь специальным угощением.

12 Традиции и праздники.jpg

Фото: evenkya.ru | День оленевода, 2021 г.

Бакалдын — летний эвенкийский праздник, в это время происходит так называемая встреча всех родов. Проводится он на месте, где пересекались кочевые тропы, в начале лета, когда распускаются почки лиственницы и всю ночь слышно кукушку. На вершине сопки разжигают костёр и благодарят солнце. Сначала на такие празднества допускались только мужчины, потом участвовать в них стали женщины и дети. Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания, заключали торговые сделки и обменивались невестами.

Эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Месяц называется «бега», что в переводе значит «луна». Новый год у эвенков начинался с весны.

Также у эвенков существует традиция «кормления» реки с пожеланиями добра и счастья, чтобы в реках было всегда много рыбы. С заходом солнца шаман камлал и просил у духов счастья для всех людей на земле. На праздниках она до сих пор применима.

Рекомендации

Отвары, жир и лишение сна. Чем болели и как лечились в прежние времена жители Таймыра