Василиса Барабанова — таймырский педагог, руководитель театра-студии «Пацаны»
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Василиса Барабанова — таймырский педагог, руководитель театра-студии «Пацаны»

15 апреля 2022

Рубрики:

Творчество
15 апреля 2022
Василиса Барабанова — таймырский педагог, руководитель театра-студии «Пацаны»

Василиса Барабанова — учитель русского языка и литературы Дудинской гимназии. Три года назад она основала собственный театр «Пацаны». Как ей удаётся найти общий язык с подростками и где она находит время на все свои увлечения — жительница Дудинки рассказала в интервью порталу «Город Онлайн».

Коротко о себе

 
Я родилась и живу в городе Дудинка Красноярского края. Работаю учителем русского языка и литературы Дудинской гимназии. Являюсь основателем и руководителем театра-студии миниатюр «Пацаны».

У меня двое детей: дочь Аня, ей семь лет, и сын Олег, которому 21 год. Аня в этом году оканчивает первый класс, а Олег — выпускник Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета.

204.jpg

Как стала учителем

 
Я пришла в эту профессию по желанию своих родителей, в частности мамы, которая увидела во мне учителя. Сама всегда хотела быть актрисой: с трёх-четырёх лет играю на любительской сцене — школьный театр, КВН, студенческий театр. Будучи студенткой, подрабатывала на мелких ролях в Игарском Доме культуры.

Высшее образование я получала в Питере, после пять лет прожила на материке, в Соликамске Пермской области, а потом вернулась на Север. Моё учительство началось в 2008 году. Я работала в Дудинском центре детского творчества, когда меня заметила предыдущий директор гимназии и позвала в школу педагогом-организатором. Дальше всё получилось само собой: так как у меня есть диплом учителя-филолога, то стала преподавать русский язык и литературу.

Творчество — моя основная составляющая. Я без него своей жизни не мыслю. Поэтому всё, что касается организации праздников, мероприятий, театрализации, драматургии, — моё, неотъемлемое.

208.jpg

Как родилась идея о создании театра

 
Это был шестой класс, в нём учились три-четыре девчонки, остальные — мальчишки. Я никак не могла нащупать с ними контакт. Представьте: пацаны пришли в школу, не хотят учиться, а тут какая-то «заряжает» про литературу. У меня не получалось зажечь у них интерес к чтению, пока однажды я не предложила им поиграть.

Всё началось с Чехова: без него театру никуда. Мы сочинили про писателя смешную песенку. Пацанам так понравилось играть в литературу, что они выступили на молодёжном конкурсе и даже получили призы. Потом ребята сами предложили сделать представление побольше и показать его одноклассникам.

210.jpg

Что было дальше

 
Директор Городского Дома культуры Рита Анатольевна Невелева обратила внимание на моё стремление работать с мальчишками. Когда мы пришли в Дудинский народный Камерный театр, нам все помогали. Ребята общались с профессиональными актёрами, ходили на курсы и театральные постановки — пропитывались духом театра.

Первым представлением, которое мы сыграли в Камерном театре, было «Чердак. Пацаны. Классика». На него пришли одноклассники и родители. Был аншлаг. Мамы и папы накупили вкусняшек, а администрация ГДК посвятила пацанов в театралы.

Ребята были на пике славы: обычно их за что-то отчитывали, а тут ими восхищались. Когда видишь лица пацанов в момент выступления, когда родители смотрят на них с гордостью или когда учителя подмечают, что ребёнок в школе — хулиган, а тут вдруг на сцене блистает, — это того стоит.

209.jpg

На следующий год мы взяли патриотическую тему и сделали постановку «Рассказы старого блиндажа» по мотивам повести Валентина Катаева «Сын полка». Показали её на театральном фестивале, и жюри назвало нас самобытным театром.

Пацаны не театралы, но театр любят всей душой. Они бежали на репетиции, не было такого, чтобы я вызванивала, умоляла их собраться. Более того, ребята начали с удовольствием посещать мои уроки и даже делать домашку без напоминаний.

Когда я подумала, что парни уже выросли и не будут заниматься театром, они сами стали ко мне приходить и просить поставить что-то. Мы повторяли сыгранные ранее спектакли, а потом сделали новый — про нас, про жизнь, про пацанов. За основу взяли «Рыжую пьесу» Ксении Драгунской и доработали её. Наш спектакль назывался «Эй, рыжие!». Пацаны сами выступали авторами и режиссёрами, а на сцене играли самих себя. Получилось здорово и гармонично. С этой постановкой мы заняли второе место на II городском конкурсе театрального искусства «Его Величество Театр».

206.jpg

Не просто игра на сцене

 
Наш театр-студия миниатюр находится при Городском Доме культуры и является частью Дудинского народного Камерного театра. В нём играют преимущественно мальчики. В этом его уникальность — другого такого на Таймыре нет. В труппе всего несколько девочек, для которых быть частью театра «Пацаны» — честь.

Для меня очень ценно, что я нашла яркую сторону в жизни хулиганов и показала её им и остальным. Горжусь мальчишками. Может быть, мы не всегда лучшие, но непосредственность, нервность и умение импровизировать, быть не такими, как все, — это и делает моих пацанов уникальными и самобытными.

В этом году у нас будет первый выпуск театра-студии. Когда парни начинали, им было по 12–13 лет, а сейчас уже по 17–18. Они сдадут экзамены, выпустятся и уедут учиться в разные города, но уникальный опыт, полученный в театре, пронесут через всю жизнь.

207.jpg

Про отношения с молодёжью

 
Проблема отцов и детей была всегда — возьмите любую литературу. Я сама в этом возрасте была неуправляемой, со своим мнением. Поэтому, общаясь с молодым поколением, помните, что вы когда-то тоже были ребёнком. И если взрослый забудет про своё детство, он этот мостик, соединяющий детей и взрослых, разрушит.

Да, молодёжь сидит в телефонах, а мы, извините, нет? Мы тоже в своих чатах. Нужно принять это как веяние времени, как данность. Дети не виноваты, что придумали телефоны. Это мы, взрослые, купили им их и подключили к Интернету. Они не рождаются погружёнными в телефоны, они отражение образа жизни родителей, наше зеркало.

У многих учителей есть профессиональная деформация: они боятся быть смешными, играть с учениками. А ведь детей и подростков всегда можно увлечь игрой. Важно уметь соблюдать баланс: не отступать от учительской линии, когда это необходимо, но и давать расслабиться, чтобы ребята не зашивались в учебном процессе. Да, я тоже иногда ругаю за телефоны, но разрешаю пользоваться ими на уроке. Мы уже давно перешли на электронные энциклопедии: можно быстро загуглить значение какого-то слова и идти дальше.

Больше всего я не хочу замшеть в школе: это для меня самое страшное. Поэтому прошу детей сразу сообщить мне, если начну превращаться в брюзгу. На сегодняшний день я ни разу не слышала, чтобы меня за спиной кто-то обзывал училкой или русичкой. Меня называют по имени — Василиса или Василисушка.

205.jpg

Коротко о самом главном

 
Дети видят необычное в обычном, не перестают удивляться, чудить и шалить. И это мой рецепт для взрослых, чтобы не состариться, потому что человек стареет прежде всего не телом, а душой. У нас есть учителя, которым за 60, и ученики видят в них не стариков и старух, а юные души и тянутся к ним.

Мы все рано или поздно становимся родителями и любим своих детей несмотря ни на что. С учениками нужно так же: первое — любить их, второе — не забывать, что мы все родом из детства.

Хобби

 
Я поэт и писатель, сочиняю и выкладываю в соцсети некоторые свои стихотворения, у меня также есть поэтическое объединение «Пегасик». Веду дневник (не каждый день, но всё же), это хобби меня успокаивает. Записывать свои впечатления с детства приучила бабушка.

Играю на укулеле (сын научил), хожу на пение, занимаюсь в театре — раз в два года прохожу курсы театрального мастерства. Мечтаю о том, что однажды меня позовут на какой-нибудь кастинг и я снимусь в кино или сыграю в спектакле в Москве. Мне нравится знакомиться и общаться с интересными людьми, в том числе и известными, например, с актёрами и режиссёрами.

211.jpg

В моей жизни также есть место спорту: немножко фитнеса, бассейн, домашняя йога. С детства люблю ездить верхом.

Я неуёмный, живой человек, у меня активная жизненная позиция несмотря на то, что мне уже за 40. В это не все верят. В душе я ещё подросток и, наверное, всегда им буду.

Рекомендации

Оксана Добжанская — профессор, исследователь музыки, художник