«Орудие говорения». Какую роль играл посох в шаманских обрядах нганасан
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

«Орудие говорения». Какую роль играл посох в шаманских обрядах нганасан

25 June 2022

Рубрики:

Культура
25 June 2022
«Орудие говорения». Какую роль играл посох в шаманских обрядах нганасан

Шаманские обряды нганасан в прошлом имели определённые календарные сроки: весной, во время освобождения реки ото льда и прилёта гусей, — с просьбами об удачной рыбной ловле в предстоящем году; осенью, в период подхода дикого оленя, — с просьбами об удачной охоте; в начале зимы, когда замерзают реки, — с благодарностью за хорошую летнюю охоту и с просьбами без потерь пережить долгую зиму.

Кроме того, обряды совершались и по насущной необходимости членов племени — лечение больных, родовспоможение, поиск потерявшегося в пургу человека, предсказание будущего для членов рода, толкование снов и многое другое.

«Город Онлайн» рассказывает, как у нганасан проходили шаманские обряды с использованием посоха.

Для особых случаев

 
Шаманские обряды с посохом относились к разряду коротких камланий без бубна монютату. В качестве главного атрибута в них использовался шаманский посох чире с колокольчиком сангку. Такие обряды совершали по случаю приезда гостей, для улаживания семейных и деловых проблем. При обращении к духам шаман постукивал по посоху специальной ударной палочкой хоси хуа («ударяющее дерево»), раздавался звон колокольчика сангку сяу («колокол звенит»), который звучал как аккомпанемент пению.

Начало обряда

 
Помощники шамана начинали камлание, запевая песню духа-помощника. Начальная песня нгабатачиа балы пелась, чтобы пробудить от сна спящих шаманских духов и призвать их в мир людей: «Быстрее, быстрее, дедушка, появись, быстрее гадай нам. Если в хорошую жизнь выход найдёшь — выходи!». В песне «дедушкой» называли шаманского духа. В это время шаман слушал песню и покачивал посохом со звенящим колокольчиком.

О жёсткой, непременной для шаманов установке держать закрытыми глаза в период непосредственного контакта с духами-покровителями пишут многие исследователи нганасанского шаманизма. Они отмечают, что шаман во время церемонии выступает в двух ипостасях: как её организатор-распорядитель и в то же время — как телесное вместилище сверхъестественных сил. О переходе из одной ипостаси в другую в обряде всегда сигнализирует положение бахромы на шаманской шапке. Опущенная и закрывающая глаза бахрома как бы отгораживает шамана от внешнего мира, «отключает» его и позволяет духам пользоваться его телесной оболочкой. Когда пение духов заканчивается, бахрома откидывается, и тогда шаман может от собственного имени включиться в разговор.

Центральная часть обряда

 
Эта часть обряда посвящена заклинанию божеств во время шаманского «путешествия». Шаман пел с закрытыми бахромой наголовника глазами, присутствующие вторили его песне, повторяя каждую пропетую им строку. Каждую из строк текста с обращениями к богам и заклинаниями помощники подкрепляли возгласами «Хоой! Оой!», в эти моменты шаман стучал ударной палочкой по посоху, для того чтобы духи услышали обращённые к ним молитвы.

После шаманского «путешествия» делался перерыв: шаман снимал наголовник, отдыхал, разговаривал с присутствующими. Он объявлял о примете, которую необходимо найти на небе: если обряд прошёл успешно, то должен появиться «особый знак».

Окончание обряда

 
Шаман благодарил пришедших на обряд духов и по очереди отпускал их. После каждой песни духов-помощников, исполняемой шаманом, туоптуси (помощники шамана) подходили к нему, стучали ударной палочкой по посоху, таким образом разговаривая с духами-помощниками.

После проведённого обряда шаман снимал костюм и убирал шаманские атрибуты в сундук.

Утраченные традиции

 
К сожалению, шаманские обряды у нганасан в настоящее время не сохранились. Это связано с безвременным уходом из жизни наследников шамана Тубяку Костеркина: дочь Надежда Тубяковна умерла в 2005 году, сын Леонид Тубякович — в 2012 году, а также наследников шамана Демниме.

Обряды-имитации шаманских действ иногда исполняются как сценическое шоу на фольклорных праздниках и фестивалях, но к подлинному шаманскому обряду эти сценические представления не имеют никакого отношения. Шаманская традиция нганасан в настоящее время угасла.

Рекомендации

Из уст в уста: образы Севера в сказках и преданиях народов Таймыра