«Когда человек избавляется от страхов, он создаёт шедевры»: Анна Ситникова и её курсы по живописи
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

«Когда человек избавляется от страхов, он создаёт шедевры»: Анна Ситникова и её курсы по живописи

26 June 2022

Рубрики:

Творчество
26 June 2022
«Когда человек избавляется от страхов, он создаёт шедевры»: Анна Ситникова и её курсы по живописи

Анна Ситникова — психолог и инструктор по йоге. Также она проводит для всех желающих мастер-классы по масляной живописи. Её цель — не просто научить рисовать, а помочь человеку перестать бояться ошибок и раскрыться. Как родилась идея художественных мастер-классов и как они проходят, Анна Ситникова рассказала порталу «Город Онлайн».

Кто:

 
Меня зовут Анна Ситникова. Мне 42 года, у меня трое детей, живу на Таймыре.

Основная моя профессия — психолог, образование — высшее, но не первое: у меня есть специальность и по дошкольному образованию, и агронома-плодоовощевода. Словом, много всяких образований, но тяготею я всё-таки к психологии и недавно даже окончила магистратуру.

1.jpg

Что:

 
Курсы масляной живописи — для не умеющих, но желающих научиться и раскрываться в этом виде творчества. С 2018 года я провожу платные мастер-классы, на которых помогаю преодолевать страхи и внутренние блоки тем, кто всегда хотел, но не решался начать рисовать, кто боится прикоснуться к белому холсту.

2.jpg

Мечта из детства

 
Четыре года назад подруга пригласила меня на мастер-класс по масляной живописи в Норильск: его проводили художники из Красноярска. На большую аудиторию был один мастер, мы все рисовали одну картину, и все ушли с результатом.

На этом мастер-классе я поняла, что это вообще за материал — масло, какая у него текстура: я её почувствовала сразу. У меня даже больше не возникало желания какие-то другие материалы использовать. Хотя до этого мастер-класса я рисовала только карандашом.

Масло — это уникальный материал: он смешивается, тянется, долго не сохнет. Если тебе не нравится то, что получилось на холсте, можно взять тряпку и всё стереть, а потом писать на том же холсте новую работу. С маслом это возможно, с другим материалом — нет.

3.jpg

После норильского мастер-класса я вернулась в Дудинку и начала писать картины. Закупила себе оборудование — муж поддержал. Потом у меня родилась идея — обучать других людей с такой же историей, как у меня, которые боятся, не знают, с чего начать и где купить материалы, сомневаются в целесообразности траты денег на это. Масло — недешёвый материал, плюс для работы нужен мольберт, холсты, различные инструменты. Это становится препятствием для тех, кто хочет рисовать, конкретно здесь, в Дудинке. У нас в магазинах не так просто всё купить, плюс это очень дорого.

Поиск формата

 
Я разработала себе план. Кинула сначала клич — есть ли желающие. Люди стали отзываться, и тогда я быстро закупила мольберты, палитры, краски — всё, что необходимо.

При закупке материалов и инструментов я опиралась на курсы из интернета. Очень много взяла у Игоря Сахарова — именно в плане преподавания: он очень просто преподаёт.

И закрутилось. Сделали группу в WhatsApp: я кидала туда картинку, все, кто хотел рисовать именно её, отзывались. Я набирала группу по 5–6 человек, не больше: хотелось каждому уделить внимание, чтобы человек ушёл с чувством своей значимости, что он услышан. Этого правила я придерживаюсь и сейчас: в общей группе у нас около 70 человек, а на мастер-класс собираются 5–6.

4.jpg

Потом сами люди, которые посещают мои мастер-классы, стали предлагать, чтобы каждый сам выбирал себе картину и рисовал её. Поначалу мне это было трудно. Потому что у всех своя тема: кто-то пишет человеческое тело, кто-то — море, кто-то — лес, и везде техники разные. Я очень сильно уставала от необходимости перестраиваться. Сейчас я приноровилась и провожу мастер-классы именно в таком формате.

Курсы я провожу на платной основе, поскольку всё оборудование сама покупаю и студию оборудовала специально под это. Цена зависит от расхода материала — например, бывают объёмные фактурные работы, а бывают более плоские. Плюс — от размера холста, который человек выбирает на месте. Цена, я считаю, очень лояльная — от 3000 рублей за одно занятие, которое длится 4–5 часов.

7.jpg

Живопись как терапия

 
На мастер-классах у нас происходит простое человеческое общение — открытое, доброе, доверительное. Наверное, не похожее на общение в любой другой социальной сфере.

Кроме того, что человек начинает творить, он раскрывается. Он доверяет мне как мастеру, а я очень уважаю это доверие, трепетно отношусь к выбору человека, предупреждаю его, если выбранная им картина сложная, если нужно будет писать в несколько слоёв. Сразу договариваемся о цене. Чтобы у человека потом не было шока и неприятных неожиданностей. Дальше сопровождаю в процессе.

Бывает, что человек решил попробовать что-то новое: например, рисовал всё время лес, а потом решил рисовать море. Ждёт меня, чтобы я объяснила. Я стараюсь не задерживаться и уделять каждому должное внимание. Я даю ученикам себя проявлять: показываю, смотрю, как ученик усвоил навык, и только потом перехожу к другому человеку.

5.jpg

В процессе мы делаем паузы и просто общаемся, пьём чай. Потому что глаз замыливается, устают ноги — хотя это и не чувствуется. За чаем люди часто раскрывают душу, делятся своими ценностями, интересами, новостями. Такая «кухонная» терапия тоже работает. Никто, конечно, не заставляет душу открывать — люди сами свободно общаются. Бывает, они предлагают какие-то свои идеи, и мы это обсуждаем. Это тоже позволяет человеку почувствовать его значимость. Когда он услышан, его идею поддерживают, раскручивают, обсуждают.

Люди, которые ко мне приходят, создают довольно сильные связи. Мы знаем, у кого когда день рождения, у кого есть собака или кошка, у кого дети оканчивают школу. Я выстраиваю глубокие отношения, и людям это резонирует, я вижу отклик. Им хочется сюда приходить, потому что это место, где можно душевно раскрыться, найти единомышленников.

Мои ученики, в свою очередь, тоже друг к другу относятся бережно: подбадривают, аккуратно указывают на ошибки.

6.jpg

Обычно занятия проходят по воскресеньям: я ориентируюсь на своё свободное время. Заранее пишу в группу, предлагаю порисовать, люди отзываются. Если отзывается один человек, а я очень занята, я не собираю мастер-класс. Но если, допустим, два человека, а у меня есть время — мы собираемся, и тогда для меня это возможность не только преподавать, но и самой порисовать.

От сомнений к успеху

 
Я хочу дать людям понимание: в любом возрасте, когда бы мы ни захотели, мы выбираем своё счастье. Творчество — это тот ресурс и тот потенциал, который наполняет колоссальной энергией. Когда человек избавляется от страхов, он создаёт настоящие шедевры. Близкие потом не верят, что это человек сам создал.

8.jpg

У меня есть реальные истории, когда люди не умели рисовать, потом приходили на мои мастер-классы, втягивались и собирали коллекции по 17 своих картин. Были случаи, когда женщины писали у меня картины на продажу. Часто ученицы дарят свои работы друзьям и близким.

Я вижу, как блестят их глаза, и меня это вдохновляет. Никогда не поздно начать жить — жизнь одна, не бойтесь и делайте первый шаг.

Рекомендации

«Крылья Севера»: дизайн по-таймырски