Что значила роспись бубна для коренных народов Севера
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Что значила роспись бубна для коренных народов Севера

12 сентября 2022

Рубрики:

Культура
12 сентября 2022
Что значила роспись бубна для коренных народов Севера

Бубен — важнейший инструмент шамана, с помощью которого он общается с духами, совершает обряды и ритуалы. Без этого предмета невозможно представить ни один коренной народ Севера. О том, что же означала роспись бубна, порталу «Город Онлайн» рассказал заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства Таймырского дома народного творчества Василий Батагай.

Смысл рисунков

 
В культуре нганасан и долган на бубне в основном были изображены Вселенная или духи — помощники шамана, который рисунок и наносил. Что именно следует изобразить, также подсказывали духи. Всё зависело от категории: сильные шаманы могли и верхних, и нижних богов призвать, у средних и малых сил было меньше.

У долган Верхний мир состоит из девяти или двенадцати небесных ярусов, где живут добрые духи Айыы. На верхнем находится творец, господин света Айыы-Тойон. В Средний мир он приходит в образе белого оленя. Его супруга Дяктар айыыхыта — Покровительница женщин и детей — восседает на девятом ярусе и приходит в Средний мир как лисица или песец.

Мать-вселенная — это Анн дойду инята. Она в образе пожилой женщины сидит у небесного окна с нори (женским посохом) в руках. В Средний мир мать-вселенная приходит в образе коровы. Она также создала гагару с белым клювом и утку, чтобы они принесли немного земли со дна Мирового океана.

Небо долганы представляли как круглую крышку над Землёй. За хорошей погодой они часто обращались к владыке неба Калан-тойон.

Кто и как расписывал

 
Бубен — предмет, с которым шаман обращался к богам, а также проводил ритуалы и обряды. Перед тем как стать шаманом (не каждому это было позволено), он обращался к своим помощникам. Сначала болел, потом духи говорили ему, из какого дерева сделать обечайку и колотушку для бубна, какого оленя убить, чтобы обтянуть мембрану его шкурой. Только после этого шаман создавал рисунок, который ему во сне посылали духи. Для нанесения использовались природные красители: красные камни, которые крошатся, сажа, уголь.

До нашего времени хорошо сохранились рисунки на бубне в нганасанской культуре. У последнего шамана Тубяку Костеркина было много изображений: Верхний, Средний и Нижний миры, Вселенная, духи. У долган и других народов сохранились лишь рисунки оленя на бубне — духа-помощника.

Что сейчас

 
Когда шаманов не осталось (примерно в девяностых), роспись на бубне стала носить декоративный характер. В Дудинке, в Таймырском доме народного творчества, ею занимались Инга Николаевна Згурская и Любовь Юрьевна Попова. Их изображения были на северную тематику. Сейчас на бубнах рисую я, на заказ. Моё направление — архаическая культура долган: Вселенная, мироздание, божества. Рисунок на бубне — как рассказ.

Настоящие бубны можно увидеть вживую в Таймырском краеведческом музее в Дудинке, в Кунсткамере (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук) и в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Последний издал много литературы на тему культа шаманизма в Сибири.

Рекомендации

Вещи как память. Таймырский сувенир в этностиле