Преподаватель танцев народов Севера Антон Латуков: «Наши постановки сродни спектаклям или фильмам»
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Преподаватель танцев народов Севера Антон Латуков: «Наши постановки сродни спектаклям или фильмам»

20 сентября 2022

Рубрики:

ТворчествоКультура
20 сентября 2022
Преподаватель танцев народов Севера Антон Латуков: «Наши постановки сродни спектаклям или фильмам»

Третий год Антон Латуков преподаёт традиционные танцы народов Севера в Детской школе искусств имени Бориса Молчанова. А коллектив «Хулускан», которым он руководит и участников которого обучает, был основан, чтобы сохранить культуру долган, эвенков и других представителей коренных народов.

Хореограф рассказал порталу «Город Онлайн», как увлёкся танцами, попал в сферу образования и почему важно сохранять культуру малочисленных этносов.

Социальная сеть: vk.com/id713798939

Танцы с самого детства

 
Танцы появились в моей жизни в младших классах — пошёл с другом в самодеятельный кружок «Хулускан», который работал при школе, и остался там до конца обучения. Тогда ещё не придавал этому большого значения. Думал, что это просто занятия, где я для удовольствия изучаю наши национальные танцы.

Однажды на юбилей школы приехала Татьяна Друпова, которая в те времена была начальницей управления образования. Она меня заметила и решила помочь устроить моё будущее. После этого я попал в специальную программу «Одарённые дети Таймыра», по которой обучался с 9 по 11 классы.

Затем поступил в Арктический государственный институт культуры и искусств. Там я уже понял, что такое северный танец в целом, чем отличаются танцы разных этносов. Оказалось, что есть не только просто народные, но и специализированные — долганские, нганасанские и другие танцы — со своим языком, своей пластикой.

hhvVfj9vSl4.jpg

Из артиста в преподаватели

 
В институте я отучился на бакалавра. Может, позже поступлю в магистратуру, когда решу, что пора начать писать книги и пойти в научную деятельность.

Очень хочется описать культуру таймырских танцев, потому что пока ей уделяют так мало внимания. А ещё мечтаю создать у нас театр танца Таймыра. Думаю, в дальнейшем у меня это получится.

Работать преподавателем мне предложили на третьем курсе. Признаться, до этого момента и не думал, что свяжу свою жизнь со сферой образования, несмотря на то, что первые выступления ставил, ещё будучи солистом школьного ансамбля.

Сначала сомневался. Думал, что у меня не получится обучать детей, ведь я всегда хотел быть исполнителем, выходить на сцену в составе ансамбля «Хэйро», потому что очень восхищался их профессионализмом.

А после решил: если судьба так сложилась, то можно попробовать свои силы в смежном направлении. Третий год уже неплохо получается, зрители нас хвалят.

Когда пришел в нашу школу, то сказал, что создам свой коллектив. Так как мой ансамбль при школе тогда уже не действовал, я взял его название. В основном у меня занимаются «коренные» ребята. В этом году набрал себе класс городских детей, не тундровиков. Преподаю им ритмику, фольклор, северный танец. У нас всё специализированно. Ребёнок обучается пять лет и получает диплом, свидетельствующий о полученном дополнительном образовании.

Сам пробовал снова начать выступать, но заметил, что зритель меня воспринимал не так как раньше. Чтобы выходить на сцену, нужна особая энергетика, а я свою всё-таки направил в иное русло.

История через танец

 
В юности, когда только начал ставить северные танцы, заимствовал какие-то движения из чукотской или корякской танцевальной культуры. У них она очень хорошо прописана, поэтому постановки такие колоритные и увлекающие. Можно сказать, что на первых порах я частично копировал их.

Уже после, когда отучился, понял, что подобное для меня и моей деятельности неактуально, лучше самому писать свою культуру. Начал изучать наши движения, которые использовали таймырские этносы, северную пластику.

Я слежу, будет ли понятен тот или иной элемент зрителю. Перед тем, как научить ребёнка делать что-то, я объясняю ему, что это и для чего нужно. Это помогает дословно переносить историю на сцену, раскрывать её.

Есть различные научные источники, которые я изучаю, например, монографию Вячеслава Нилова. Это позволяет мне рассказывать ученикам, о чём они танцуют и что показывают.

nlS4WJpi9co.jpg

Идеи «по цепочке»

 
Не могу объяснить, как в голову приходят идеи для постановок. Бывает, ведёшь занятие, дети балуются или делают какую-то ошибку в танце, а ты подмечаешь это и думаешь, как использовать в дальнейшем. Получается, с помощью учеников рождается новое движение.

Само мероприятие, где нужно выступать, тоже иногда подсказывает. Если, например, взять праздник встречи солнца, то нужно показывать круговые танцы, а на выставке — ритуальные танцы для человека, которому она посвящена.

Идея просто возникает, а ты её развиваешь. Их много, они появляются легко и неожиданно, главное — уметь хорошо их раскрыть и показать зрителю.

Вот возьмём нганасанские танцы. В основном они шаманские. О них есть документальные фильмы и, например, я смотрю один из них. Вижу, что шаман выполняет какие-то движения и понимаю, что можно передать эту пластику. Начинаю думать, как за три минуты продемонстрировать это.

И тогда всё происходит по цепочке. Шаман заходит в другой мир, перевоплощается. В этом мире присутствуют духи, значит, их тоже нужно как-то отыграть. Ещё в ином «космосе» должны быть птицы, которых необходимо включить в постановку. Так одно вытекает из другого.

Синхронность необязательна

 
Таймырские танцы — подражательные. Мы изображаем всё, что существует в быту. В основном это звери, а чаще всего — олени. Можно показать их бег, как они прыгают. Главное — сделать это так, чтобы зритель понял, что именно отыгрывает артист.

Если говорить о профессиональных коллективах, то чаще всего там вы увидите чистую технику. Взять, например, ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Они замечательно всё делают, тянут носок. Но их движения должны быть синхронными, а сами выступающие находиться приблизительно в одинаковой физической форме — стройные, подтянутые.

У нас же идёт упор на театрализованность. Наши постановки сродни спектаклям или фильмам. Синхронность необязательна, а в одном танце могут участвовать маленькие девочки и бабушки.

Аутентичные костюмы

 
Я слежу, в каких костюмах выступают мои ученицы. Предпочитаю аутентичность, вещи, выглядящие как те, что носили наши предки. В одежде каждого таймырского этноса были отличительные черты, например, орнаментность.

У тех же долган подол был подлиннее, у нганасан существовало три цвета, а у ненцев несколько, в основном летние. Мне важно, чтобы мои дети работали именно в костюмах того народа, чей танец поставлен на сцене.

hYnsbh6LU0g.jpg

Несмотря на то, что у меня очень плотный график, в котором не написано, что я должен шить костюмы, всё равно периодически выделяю время, чтобы объяснить костюмеру, как правильно это сделать.

Бывает, что она что-то не умеет, например, вышивать бисером. Тогда мы отдаем изделия мастерицам, которые занимаются традиционными ремеслами.

Каждый народ уникален

 
Я думаю, что культуру малочисленных этносов нужно сохранять и транслировать остальным в её первозданном виде, не добавляя туда что-то со стороны.

Каждый народ уникален и отличается от остальных. Взять хотя бы якутов. Они замечательно поют. Мне кажется, в этом плане якуты такие талантливые, что им даже не нужно ходить на какие-то вокальные курсы. А чукчи чудесно танцуют и практикуют горловое пение.

Представители пяти этносов, проживающих на Таймыре, традиционно занимались охотой. По крайней мере, мальчики и мужчины. Через танцы мы и пытаемся передать особенности и уникальность каждого из них, сохранить их ценности и традиции.

VOE6qUpU6oU.jpg

Варган и горловое пение

 
Я люблю свою работу и наши постановки, танцевать и преподавать. Мне нравится, что вижу результаты своих учениц и чувствую, как их воодушевляет то, чем они занимаются.

Сам я пробовал осваивать другие танцевальные направления, кроме народных танцев Севера, но в итоге решил, что это не моё. Думаю, каждый должен заниматься своим делом.

Но, конечно, мне нравится наблюдать за разными танцами и выступлениями. Я уже упоминал ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. У них чудесная пластика и профессионализм. Или балет «Тодес» Аллы Духовой, вы только посмотрите, что они на сцене вытворяют. Это ж красота.

Ещё люблю играть на варгане и горловое пение. Я бы не сказал, что профессионал в этом деле, это слишком громкие слова. Занимаюсь этим для удовольствия, для души, а иногда даже выступаю. На сцену выхожу с инструментом.

Кстати, варган мне легко поддался. Бывает, что играю на нём и начинаю импровизировать, подключать горловое пение — воспроизвожу всякие подражательные звуки зверей или птиц.

Рекомендации

История жизни Александра Корюкова — самобытного таймырского композитора