Хореограф Светлана Петунская: «Северные танцы отличаются пластикой и мягкостью»
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Хореограф Светлана Петунская: «Северные танцы отличаются пластикой и мягкостью»

31 октября 2022

Рубрики:

ТворчествоКультура
31 октября 2022
Хореограф Светлана Петунская: «Северные танцы отличаются пластикой и мягкостью»

Хореограф Светлана Петунская: «Северные танцы отличаются пластикой и мягкостью» С 2019 года хореограф Светлана Петунская руководит театром этнического танца «Халтай», который работает в Таймырском Доме народного творчества. Портал «Город Онлайн» побеседовал с ней и выяснил, как она попала в мир танцев и почему важно сохранять культуру коренных малочисленных народов Севера.

Социальная сеть: vk.com/petunskaya

Танцы за компанию

 
В культуру танцев влилась совершенно случайно. Изначально я вообще занималась баскетболом, но в восьмом классе лучшая подруга предложила мне сходить в центр детского творчества «Юниор», даже не сказав зачем. Уже на месте выяснилось, что она хотела записаться на танцы.

Поначалу я просто стояла в сторонке в качестве моральной поддержки, но педагог сказал, чтобы я не стеснялась, присоединялась и демонстрировала свои способности. В итоге я втянулась и продолжила заниматься, а подруга бросила, решив, что этот вид досуга ей не подходит.

Сначала я специализировалась на эстрадном направлении, но в 2001 году заслуженный артист Российской Федерации Владимир Эйнович Сигуней, возглавлявший на тот момент ансамбль «Таймыр», позвонил моему руководителю и спросил, нет ли в её группе девочки, которая принадлежит к коренным народам (а я как раз долганка). У них была запланирована трёхмесячная поездка в Турцию, а способных местных ребят не хватало. До этого момента я не интересовалась северными танцами, поэтому пошла просто посмотреть, что исполняют артисты. И так прониклась и увлеклась, что согласилась влиться в их коллектив и примерно за полтора месяца, как раз успела до гастролей, выучила всю необходимую программу.

Со временем стало получаться всё лучше и лучше, поэтому в 2002 году меня и ещё нескольких человек Сигуней отправил в профессиональный ансабль «Хэйро», где в основном занимались взрослые. Там я протанцевала до 2016 года.

dgJLi02iI6s.jpg

Ушла потому, что мне позвонил директор общеобразовательной школы №15, которая находится в посёлке Волочанка, и предложил возглавить любительскую танцевальную студию «Хулускан». После некоторых раздумий я согласилась. Три года работала в посёлке, но после заскучала по городу, да и сельский быт крайне тяжёлый — и печку надо топить, и воду таскать.

В итоге я устроилась в Таймырский Дом народного творчества руководителем любительского объединения, где основала детский театр этнического танца «Халтай», что с долганского языка переводится как «птенчик». Тут я и тружусь по сей день.

zTpexQLY7Q0.jpg

Особый подход к каждому

 
Конечно, работать с детьми иногда бывает сложно. Когда я только открывала свой театр, тогдашний директор Таймырского Дома народного творчества Любовь Попова сказала, что акцент нужно делать на воспитанниках коррекционной школы-интерната, которая работает у нас в Дудинке. Поэтому в основном занимаемся с ними. А к каждому такому ребёнку нужен особый подход, особое внимание.

На первых порах им было очень тяжело. Некоторые не могли даже сделать элементарный подскок. Со временем количество человек в группе сократилось с восемнадцати до семи. Многие, к сожалению, так и не смогли справиться. Зато те, кто остался, сейчас прекрасно танцуют.

Занимаются у нас только представители коренных народов, потому что с самого начала именно с ними и планировалось работать. Но мне кажется, что любой ребёнок, если он хочет изучить северные танцы, может это сделать. Почему нет? Сейчас ко мне ходит много детишек, в которых есть славянские черты, они долганы наполовину.

kKYj4s11rO0.jpg

Идеи от музыки

 
У меня не бывает так, чтобы в голове возникла какая-то чёткая идея, которая позже превратилась бы в постановку. Я черпаю вдохновение из музыки.

Когда я включаю любой народный северный мотив, например, нахожу его в интернете, чтобы просто послушать, перед глазами сразу начинают появляться какие-то движения. Я их «хватаю» и записываю в блокнот.

Причём зачастую даже не знаю, о чём песня. Уже потом могу спросить об этом у методистов, которые работают в Таймырском Доме народного творчества, узнать перевод.

XYvnSTjDCiQ.jpg

Кстати, даже если играет один барган или стучит бубен, я всё равно вижу элементы, из которых в будущем можно попытаться сделать номер. Ведь в этих звуках есть всё, что нужно: и темп, и ритм, и вдохновение. В воображении сразу возникают картины, как олень бежит или волк крадется.

Ещё мне помогает литература: читала различные методические пособия и известную книгу Вячеслава Нилова «Северный танец: традиции и современность».

Пластика и мягкость

 
Я провожу мастер-классы по северным танцам, показываю детям и подросткам, которые далеки от этого творческого направления, различные движения. Сначала им кажется, что всё элементарно, но на практике мы сталкиваемся с проблемами.

Чаще всего у них получается резко и быстро, грубовато, а северные танцы достаточно медлительные, они отличаются пластикой и мягкостью, которую новичкам тяжело повторить.

Ещё одна отличительная черта северных танцев — имитация животных, что тоже трудно. Пока выполняешь движения, нужно и спеть, и выкрикнуть что-то. Это нужно уметь сочетать.

eDKXKOWqRkI.jpg

Шумелки и бубен

 
Мастер-классы я провожу не только по танцам, но и по традиционным музыкальным инструментам. Началось всё опять же с работы в Таймырском Доме народного творчества.

Однажды мы принимали туристов в нашем этностойбище «Таймырская ойкумена», и во время стандартной программы, куда входят гостевание в чумах и проведение национальных игр, меня попросили дать небольшой урок. Я согласилась и предложила взять музыкальные инструменты: шумелки, бубен и барган.

GcVy7_WYwds.jpg

Всем так понравилось, что в последующие разы решила устраивать мастер-классы, но не танцевальные, потому что помещение небольшое, особо там не развернуться. Я начала показывать посетителям музыкальные инструменты, рассказывала, из чего их изготавливают, как используют в танцах и вокале.

Обрядовые круговые танцы

 
В 2020 году мы приступили к написанию грантового проекта «Танцы народов Таймыра», направленного на изучение, сохранение и популяризацию этого вида искусства, а реализовывать задумку начали в 2021 году.

По его плану изначально предполагалось издание буклета. Но моя начальница увидела, как много интересного материала мне удалось собрать по этой теме, и предложила выпустить методическое пособие, куда войдут авторские разработки эвенкийского танца. Так мы и поступили.

Вообще, по гранту у нас было изучение трёх обрядовых круговых танцев: эвенкиского «ёхорье», нганасанского «медвежьего» и долганского «хэйро». Для этого проводились экспедиции в разные населённые пункты. Например, мы были в Хатанге, спрашивали у старейшин, как раньше танцевали «хэйро», как он изменился со временем.

Причем мы узнали, что во всех посёлках его исполняли по-разному. Где-то круг замыкался, а где-то — нет. В одних версиях танцевали только мужчины, в других — и мужчины, и женщины.

Из поколения в поколение

 
Я также являюсь хранителем фондов Таймырского Дома народного творчества. Слежу за этнографическими предметами: обувью, головными уборами, косторезными работами из бивня мамонта и так далее. Всё это на моей ответственности. Например, приносят наши мастера новое изделие, а я это фиксирую, присваиваю номер, заношу в таблицу.

LoHawPhfTbM.jpg

Вообще, очень важно сохранять северную культуру, потому что сейчас многое теряется, пропадает, а нам нужно, напротив, хранить это и популяризировать, передавать из поколения в поколение. Ведь, к сожалению, нынешняя молодёжь не очень интересуется своими корнями, а когда спрашиваешь у ребят, мол, почему так, они отвечают: «А зачем?» Некоторые даже стесняются своей национальной одежды.

Наша задача — патриотизм в них воспитать. И мы стараемся.

ZcpGb_y4XSo.jpg

Нет времени на отдых

 
Одно время я занималась ещё и восточными танцами. Примерно месяц-полтора ходила с подругами не на курсы, а в бесплатную студию. Это было для себя, для общего развития. Ещё вышивала, даже сделала себе георгиевскую ленту из бисера.

Дело в том, что свободного времени на хобби практически нет — большую часть дня я провожу на работе. Могу оставаться там до восьми вечера, а иногда и дольше. Поэтому дома предпочитаю просто отдыхать.

Рекомендации

Танцуют все: девять танцевальных коллективов и студий Дудинки